На примерах расследования «российского вмешательства» в американские выборы 2016 года, «дела об отравлении Скрипалей» и других операций в книге детально разобраны новейшие технологии, методы, инструменты информационных войн. Отслеживаются механизмы управления чиновниками первого эшелона в США и России на примере конкретных операций. Основательно проанализированы фундаментальные механизмы новых форм агрессии на Украине, в Сирии, государствах Большого Ближнего Востока.

Агрессор, планируя операции, решает не только внешнеполитические, но и внутренние задачи. «Арабская весна», прокатившаяся от Туниса до Египта, была запущена с санкции президента США Барака Обамы в интересах демпартии. В результате умело управляемая толпа смела режимы либо сотрудничавшие с республиканцами, либо имевшие с ними определенные договоренности. Так активностью на внешнеполитической сцене одна группа американской элиты ослабляет позиции другой. В сухом остатке выходит, что дестабилизация в стране-мишени, созданная при использовании новой формы неклассической агрессии, косвенно влияет на другие государства, генерируя угрозы и для них.

Авторы детально исследовали комплекс современных форм и принципов ослабления таких государств, как Китай и Иран. Серьезное внимание уделено разбору и обоснованию законов неклассической войны, проработке единой системы описания, максимально полно отражающей свойства всех проявлений этой формы агрессии. Выявлены фундаментальные признаки, свойственные всем новым типам неклассической формы войны, и на этой основе сформулированы ее законы.

Авторы проверили теоретические постулаты практикой. В конце мая 2019 года прошла информация о том, что между представителями венесуэльских властей и оппозиционерами объявленного Вашингтоном «президентом Венесуэлы» Хуаном Гуайдо уже несколько месяцев идут тайные переговоры. Точных сведений об их предмете не было. Однако информация о контактах, имевших место втайне от России, появилась в норвежских СМИ, и президенту Николасу Мадуро пришлось признать, что секретные переговоры были. Примечательно, что Каракас частично открыл границу с Колумбией, чего в острой фазе кризиса не сделал. При этом высокопоставленные американские и венесуэльские чиновники обменивались враждебными заявлениями. Для Вашингтона важнейшее значение имеет ликвидация левых режимов в Латинской Америке, поскольку туда активно внедряются со своими проектами Россия и Китай. Дональду Трампу контроль над огромными углеводородными запасами стран американского подбрюшья необходим для реализации его стратегии реиндустриализации. Однако запустив механизм демонтажа чавистского режима в США, Белый дом пока не сумел добиться цели.

В августе авторы опубликовали в крупном венесуэльском информагентстве Medium статью, где написали, насколько велика вероятность сохранения российских инвестиций в условиях тамошней нестабильности. Ключевым моментом обострения обстановки рассматривались переговоры, которые Мадуро вел с представителями Гуайдо («Удар кувалдой по Вашингтону»). Авторы нашли сообщения об очень странных поездках второго лица в Венесуэле Диосдадо Кабельо – председателя Национальной конституционной ассамблеи, бывшего вице-президента. У него реальная сила благодаря крепким связям в армии, властных структурах, сторонникам в Социалистической партии и бизнесе. Оказавшись за бортом переговорного процесса и понимая, что скорее всего предметом переговоров Мадуро и Гуайдо может быть только сдача Венесуэлы американцам, Кабельо начал собственную игру. 8 июня он прилетел с визитом на Кубу, где его встретили с почетом, не соответствующим рангу. Были переговоры с высшим руководством, но завершились они, видимо, ничем, потому что после этого Кабельо возвратился на родину и оттуда несколько раз слетал в Боготу. Авторы предположили, что он, судя по всему, либо ищет контакты с высокопоставленными чиновниками из Штатов, либо уже нашел и торгуется с американцами. Впоследствии все подтвердилось. «Переговорная» комбинация была разрушена благодаря появлению статьи в Medium.

Но Вашингтон не пойдет на прямую интервенцию – Трамп в предвыборный год не может так рисковать. Поэтому избрана абсолютно новая форма цветной революции, которую авторы назвали «венесуэльским прецедентом». После «назначения» Хуана Гуайдо «президентом» страны ему благодаря Вашингтону доверили все зарубежные активы и счета Венесуэлы. Обладание колоссальными запасами сделало его из просто лидера оппозиции значимой величиной. На его сторону начали переходить высокопоставленные военные. Переворот готовился не на деньги Госдепа, а на средства народа Венесуэлы.

Таким образом, на смену классическим технологиям цветных революций пришла новая схема. Она проста: один из лидеров оппозиции объявляет себя президентом и его тут же признает Вашингтон, а за ним американские союзники и сателлиты. США накладывают арест на счета и имущество страны за рубежом и передают активы «новому» главе государства. Одновременно накладываются санкции на компании, банки, сотрудничающие со страной-мишенью, что приводит к экономическому коллапсу. Провоцируется раскол элиты. В результате режим меняется при минимуме затрат агрессора.

Петр Камнев