• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 47
    Пользователей: 0
    Гостей: 47
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (545)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Почему Китай не присоединяется к СНВ и ДРСМД

    Комплекс DF-21C — одна из основных китайских систем средней дальности. Фото: Wikimedia Commons

    Несмотря на известные разногласия и сложности, ведущие страны мира продолжают сотрудничество в сфере контроля за стратегическими вооружениями. Одной из основных тем в этой области является возможное присоединение Китая к существующим соглашениям. Однако Пекин не стремится принимать подобные приглашения, поскольку считает, что такие договоры могут угрожать его безопасности.

    Двухсторонние или трехсторонние?

    В настоящее время Россия и США продолжают сотрудничество в рамках соглашения о Сокращении наступательных вооружений 2010 г. (СНВ-III). До прошлого года страны соблюдали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Последний прекратил свое существование, а перспективы направления СНВ остаются темой обсуждений.

    На протяжении долгих лет также обсуждается возможность приглашения КНР. Пекин мог бы принять участие в переговорах, повлиять на их итог и затем присоединиться к СНВ или ДРСМД. Двухсторонние соглашения стали бы трехсторонними, что, по ряду оценок, положительно сказалось бы на мировой военно-политической обстановке. Последние предложения такого рода имели место несколько недель назад. Как и ранее, Китай получил приглашение от США.

    Однако КНР не желает принимать какие-либо ограничивающие обязательства. Формальным поводом для этого становятся малые размеры СЯС – в этом отношении КНР уступает США и России. Кроме того, имеются другие факторы, из-за которых международные соглашения могут быть невыгодны или даже опасны для Китая.

    Вопрос количества

    Точные количественные параметры СЯС НОАК неизвестны. Китай верен своим традициям и не спешит раскрывать стратегически важную информацию. В отличие от него, Россия и США, соблюдая имеющиеся соглашения, регулярно публикуют основные данные. Тем не менее, известны различные оценки количества ядерных вооружений в Китае и можно представить, как китайские СЯС могли бы соответствовать условиям СНВ-III.

    Современная БРСД DF-26. Фото Globalsecurity.org

    По разным оценкам, Китай располагает ядерными боезарядами нескольких типов разного назначения общим количеством от 250-300 до 800-900 единиц. Количество средств доставки всех классов оценивается в 1200-1500 ед. Одновременно может быть развернуто до 200-250 баллистических и крылатых ракет наземного, воздушного и морского базирования, способных нести ядерное вооружение. Прочие комплексы Ракетных войск НОАК используют только конвенциональные заряды.

    По условиям договора СНВ-III, страна-участник может иметь до 800 носителей ядерного оружия. В развернутом состоянии допускается держать до 700 носителей и 1550 боезарядов. На 1 сентября 2019 г. Россия имела 757 носителей, в т.ч. 513 развернутых с 1426 боезарядами. В США имелось 800 носителей – 668 развернутых с 1376 боевыми блоками. Также в арсеналах двух стран присутствуют неразвернутые ядерные заряды, не подлежащие подсчету в рамках договора.

    Таким образом, в настоящее время по количеству ядерных вооружений и средств доставки НОАК проигрывает СЯС других развитых стран. Кроме того, при имеющемся количестве подобных изделий присоединение Китая к СНВ-III попросту не имеет смысла. На вооружении и на дежурстве стоит меньше носителей и боезарядов, чем допускается условиями договора. Однако СНВ-III мог бы существенно ограничить будущее развитие китайских СЯС в количественном отношении.

    Средняя и меньшая дальность

    В недавнем прошлом, когда ДРСМД еще существовал и действовал, в России и в США высказывалось мнение о необходимости привлечения к нему третьих стран. Одним из новых участников договора могла бы стать КНР, имеющая значительные запасы ракет средней и малой дальности. Однако Пекин быстро отверг все подобные предложения, сославшись на особое значение РСМД для национальных интересов.

    Ракетные войска НОАК имеют комплексы всех основных классов, а их основу составляют системы средней и малой дальности. Так, с ядерными боезарядами могут использоваться не менее 30 комплексов DF-26 и ок. 80 систем DF-21 соответствующих модификаций. Имеется сопоставимое количество БРСД несколько типов под конвенциональный заряд и до 200 комплексов малой дальности с аналогичным оснащением.

    Стратегический подводный ракетоносец проекта 092. Фото Sinodefence.com

    Для сравнения: на дежурстве стоит не более 70-80 межконтинентальных ракет наземного базирования с ядерными блоками. ВМС НОАК может развернуть до 48 МБР подводных лодок типа JL-2.

    Таким образом, ракетные комплексы, подпадающие под условия бывшего ДРСМД, пока остаются наиболее массовыми и фактически являются основой ядерных сил Китая. Это связано с вопросами сложности производства, стратегическим положением КНР и другими факторами. Очевидно, что отказ от ракет средней и меньшей дальности стал бы серьезным ударом по обороноспособности страны. Вполне понятно, почему Пекин отвергал предложения присоединиться к российско-американскому договору.

    Тенденции развития

    КНР не оглашает свои планы в отношении стратегических ядерных сил, из-за чего вновь приходится полагаться только на оценки и предположения. Некоторые из прогнозов на тему развития китайских СЯС могут быть поводом для беспокойства. Другие же выглядят менее пессимистичными.

    В последнее время КНР разрабатывала и ставила на вооружение разнообразные ракетные комплексы всех основных классов, предназначенные для СЯС, – сухопутные, авиационные и морские. Также ведутся работы по созданию ядерных боевых блоков. По всей видимости, подобные процессы продолжатся и в будущем, что приведет к количественным и качественным изменениям.

    Американское управление Defense Intelligence Agency полагает, что в ближайшие годы основные работы будут идти в направлении увеличения количества боезарядов и их носителей. К 2030 г. ожидается удвоение арсеналов. Такие оценки и нынешнее положение дел позволяют говорить о будущем достижении паритета с ведущими странами.

    Пуск ракеты JL-2. Фото Defpost.com

    Качественные изменения хуже поддаются прогнозированию. КНР имеет технологические возможности для дальнейшего совершенствования своих средств доставки, и вполне возможен рост количества МБР с постепенным увеличением доли таких вооружений в ракетных войсках. Соответственно, будет сокращаться значение ракет средней и малой дальности. Впрочем, геополитическое положение Китая не позволяет полностью перейти на межконтинентальные ракеты – системы средней и малой дальности останутся важным инструментом для части боевых и политических задач.

    Нежелание присоединяться

    Китай по-прежнему не желает присоединяться к российско-американским соглашениям, оговаривающим развитие и развертывание стратегических ядерных сил. Причины этого хорошо известны и понятны. Тем временем, ситуация в мире меняется; изменяются и СЯС ведущих стран. Однако и после таких изменений не стоит ожидать, что Пекин проявит интерес к ограничивающим договорам: на этот раз у него будут другие причины.

    В недавнем прошлом и сейчас Китай не стал присоединяться к российско-американским соглашениям по самым простым причинам. Ограничения СНВ-III в разы выше возможностей СЯС НОАК, вследствие чего такой договор попросту бесполезен. Подписание договора имеет смысл только в качестве жеста доброй воли и демонстрации миролюбия. Договор о РСМД, в свою очередь, представляет серьезную угрозу для национальной безопасности, и КНР никогда не присоединилась бы к нему.

    В будущем ожидается дальнейший рост китайских СЯС, результатом которого станет количественный и, возможно, качественный паритет с другими ядерными державами. В таких условиях добровольное принятие ограничений может замедлить и затруднить развитие вооруженных сил и помешать обеспечению стратегической безопасности.

    Таким образом, в прошлом Китай не присоединялся к существующим соглашениям в области ядерных вооружений, не собирается подписывать их сейчас и, вероятно, не сделает этого в будущем. В разные периоды времени, в различной обстановке и при влиянии широкого спектра факторов договоры по типу СНВ-III или ДРСМД как минимум не соответствуют интересам Пекина. Поэтому следует ожидать, что в обозримом будущем будет наблюдаться уже известная ситуация с регулярными предложениями и постоянными отказами.

    Автор: Рябов Кирилл

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз